ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
государственного учреждения образования
«Бобовская средняя школа Жлобинского района»
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведе- ния | Форма проведе-ния | Ответственные |
1 | 1-е классы | |||
11. | Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе | сентябрь | конференция | классный руководитель, педагог-психолог |
12. | Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника | декабрь | беседа | классный руководитель, |
13. | Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться | март | круглый стол | классный руководитель |
14. | Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка | май | психологический тренинг | педагог-психолог |
2 | 2-е классы | |||
21. | Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка | октябрь | конференция | классный руководитель |
22. | Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья | декабрь | круглый стол | классный руководитель |
23. | Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка | март | психологический тренинг | педагог-психолог, педагог социальный |
24. | Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться | май | дискуссия | классный руководитель |
3 | 3-е классы | |||
31. | Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям | сентябрь | вебинар | классный руководитель |
32. | Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников | декабрь | семинар-практикум | педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
33. | Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни | март | беседа | педагог социальный Латушкина А.Г. |
34. | Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви | май | психологический тренинг | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Латушкина А.Г. |
4 | 4-е классы | |||
41. | Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников | октябрь | вебинар | педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
42. | Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие | декабрь | семинар-практикум | классный руководитель, педагог социальный Латушкина А.Г. |
43. | Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером | март | круглый стол | педагог-психолог Колыхан М.Ю., классный руководитель |
44. | Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире | май | конференция | классный руководитель |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
1 | Психологические особенности младших школьников Развитие памяти и внимания младших школьников Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа взаимопонимания Поощрение и наказание детей в семье Леворукий ребенок в школе | педагог-психолог Колыхан М.Ю., классный руководитель, педагог социальный Латушкина А.Г. |
2 | Воспитание вежливости Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях Роль отца в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка Семейные традиции ценности в воспитании детей Учение с увлечением | классный руководитель, педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Латушкина А.Г. |
3 | Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? | педагог-психолог Колыхан М.Ю., классный руководитель, педагог социальный Латушкина А.Г. |
4 | Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Латушкина А.Г., классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних Афанасенко С.А. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведе- ния | Форма проведе-ния | Ответственные |
1 | 5-е классы | |||
11. | Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе | сентябрь | беседа | классный руководитель, педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
12. | Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками | декабрь | круглый стол | классный руководитель, педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Латушкина А.Г. |
13. | Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста | март | вебинар | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Латушкина А.Г. |
14. | Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета | май | дискуссия | классный руководитель, педагог социальный Латушкина А.Г. |
2 | 6-е классы | |||
21. | Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка | октябрь | вебинар | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Латушкина А.Г., классный руководитель |
.2. | Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. | декабрь | семинар-практикум | педагог-психолог Колыхан М.Ю., классный руководитель |
23. | Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях | март | дискуссия | педагог-психолог Колыхан М.Ю., классный руководитель |
24. | Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детейв летний период | май | круглый стол | педагог социальный Латушкина А.Г. |
3 | 7-е классы | |||
31. | Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе | октябрь | вебинар | педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
32. | Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» | декабрь | беседа | педагог социальный Латушкина А.Г. инспектор по делам несовершен-нолетних Афанасенко С.А. |
33. | Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком | март | психологический тренинг | педагог социальный Латушкина А.Г., педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
34. | Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех | май | беседа | классный руководитель, педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
4 | 8-е классы | |||
41. | Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей | октябрь | вебинар | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Латушкина А.Г. |
42. | Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») | декабрь | семинар-практикум | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный, Латушкина А.Г., инспектор по делам несовершен-нолетних Афанасенко С.А. |
43. | Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения | март | семинар-практикум | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Шевцова А.Г. |
44. | Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов | май | круглый стол | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Латушкина А.Г., классный руководитель |
5 | 9-е классы | |||
51. | Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе | октябрь | вебинар | педагог-психолог Колыхан М.Ю. классный руководитель |
52. | Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка | декабрь | семинар-практикум | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Латушкина А.Г. |
53. | Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек | март | беседа | педагог-психолог Колыхан М.Ю., классный руководитель, педагог социальный Латушкина А.Г. |
54. | Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков | апрель | конференция | педагог-психолог Колыхан М.Ю. социальный педагог Латушкина А.Г., классный руководитель |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
5 | Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Латушкина А.Г., классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних Афанасенко С.А. |
6 | Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Латушкина А.Г., классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних Афанасенко С.А. |
7 | Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Латушкина А.Г., классный руководитель |
8 | Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Латушкина А.Г., классный руководитель |
9 | Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи | классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог Колыхан М.Ю., инспектор по делам несовершеннолетних Афанасенко А.С. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведе- ния | Форма проведе- ния | Ответствен-ные |
1 | 10-е классы | |||
11. | Тема 1. Здоровье — это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня | октябрь | беседа | педагог социальный Латушкина А.Г. |
12. | Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку | декабрь | форум | педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
13. | Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья | март | вебинар | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный ЛатушкинаА.Г. |
14. | Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе | май | психологический тренинг | классный руководитель, педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
2 | 11-е классы | |||
21. | Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии | октябрь | семинар-практикум | педагог-психолог Колыхан М.Ю. классный руководитель |
22. | Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей | декабрь | конференция | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Латушкина А.Г., инспектор по делам несовершен-нолетних Афанасенко С.А. |
23. | Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни | март | круглый стол | педагог социальный ЛатушкинаА.Г., классный руководитель |
24. | Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период | май | мастер-класс | классный руководитель, педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-IX классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
10 | Психофизиологические особенности десятиклассников Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников Особенности здоровья и физического развития старшеклассника Режим учебного и физического труда, личная гигиена | классный руководитель, педагог социальный Латушкина А.Г., педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
11 | Трудности личностного роста и их влияние на обучение Научная организация учебного труда старшеклассников Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе Самореализация личности | педагог-психолог Колыхан М.Ю., классный руководитель, педагог социальный Латушкина А.Г., инспектор по делам несовершеннолетних Афанасенко С.А. |
План работы Родительского университетаexpand_less
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведе-ния | Форма проведе-ния | Ответственные |
1 | 1-е классы | |||
1. | Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе | сентябрь | конференция | классный руководитель, педагог-психолог |
2. | Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника | ноябрь | беседа | классный руководитель, |
3. | Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться | январь | круглый стол | классный руководитель |
4. | Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка | апрель | психологический тренинг | педагог-психолог |
2 | 2-е классы | |||
1. | Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка | октябрь | вебинар | классный руководитель |
2. | Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья | декабрь | круглый стол | классный руководитель |
3. | Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка | февраль | психологический тренинг | педагог-психолог, педагог социальный |
4. | Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться | май | дискуссия | классный руководитель |
3 | 3-е классы | |||
1. | Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям | сентябрь | вебинар | классный руководитель |
2. | Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников | декабрь | семинар-практикум | педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
3. | Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни | январь | беседа | педагог социальный Шевцова А.Г. |
4. | Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви | апрель | психологический тренинг | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Шевцова А.Г. |
4 | 4-е классы | |||
1. | Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников | сентябрь | вебинар | педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
2. | Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие | декабрь | семинар-практикум | классный руководитель, педагог социальный Шевцова А.Г. |
3. | Тема 3. Ребенок и компьютер.Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером | февраль | круглый стол | педагог-психолог Колыхан М.Ю., классный руководитель |
4. | Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире | май | вебинар | классный руководитель |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
1 | Психологические особенности младших школьниковРазвитие памяти и внимания младших школьниковМотивы учения младших школьниковОтношения в семье как основа взаимопониманияПоощрение и наказание детей в семьеЛеворукий ребенок в школе | педагог-психолог Колыхан М.Ю., классный руководитель, педагог социальный Шевцова А.Г. |
2 | Воспитание вежливостиПрофилактика жестокого обращения с детьмиКак на самом деле любить своих детей?Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношенияхРоль отца в воспитании ребенкаРоль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенкаСемейные традиции ценности в воспитании детейУчение с увлечением | классный руководитель, педагог-психолог Колыхан М.Ю.,педагог социальный Шевцова А.Г. |
3 | Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждениеКак выявить и развить способности детей?Игра и труд в жизни детей младшего школьного возрастаИдеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителейКак помочь ребенку стать внимательнее?Как привить ребенку любовь к чтению?Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? | педагог-психолог Колыхан М.Ю., классный руководитель,педагог социальный Шевцова А.Г. |
4 | Агрессивное поведение: как помочь ребенку?Как помочь ребенку правильно распределить свое время?Неуспешный ученик: причины и способы решения проблемВлияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнкаИнтеллектуальное развитие ребенкаЗначение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детейОрганизация свободного времени детей в период летних каникул | педагог-психолог Колыхан М.Ю.,педагог социальный Шевцова А.Г.,классный руководитель,инспектор по делам несовершеннолетних Савицкий М.Ю. |
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведе-ния | Форма проведе-ния | Ответственные |
1 | 5-е классы | |||
2. | Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе | сентябрь | беседа | классный руководитель, педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
3. | Тема 2. Ребенок среди сверстниковДетский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками | ноябрь | круглый стол | классный руководитель, педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Шевцова А.Г. |
4. | Тема 3. Ваш ребенок вырос.Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста | февраль | вебинар | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Шевцова А.Г. |
5. | Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета | май | дискуссия | классный руководитель,педагог социальный Шевцова А.Г. |
2 | 6-е классы | |||
1. | Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка | сентябрь | вебинар | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Шевцова А.Г., классный руководитель |
2. | Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. | декабрь | семинар-практикум | педагог-психолог Колыхан М.Ю., классный руководитель |
3. | Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях | март | дискуссия | педагог-психолог Колыхан М.Ю., классный руководитель |
4. | Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детейв летний период | май | вебинар | педагог социальный Шевцова А.Г. |
3 | 7-е классы | |||
1. | Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе | сентябрь | вебинар | педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
2. | Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» | ноябрь | беседа | педагог социальный Шевцова А.Г. инспектор по делам несовершен-нолетних Савицкий М.Ю. |
3. | Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возрастаЖизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком | февраль | психологический тренинг | педагог социальный Шевцова А.Г., педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
4. | Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех | апрель | беседа | классный руководитель,педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
4 | 8-е классы | |||
1. | Тема 1. Жизненные цели подростков.Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей | октябрь | вебинар | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Шевцова А.Г. |
2. | Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») | декабрь | семинар-практикум | педагог-психолог Колыхан М.Ю.,педагог социальный, Шевцова А.Г., инспектор по делам несовершен-нолетних Савицкий М.Ю. |
3. | Тема 3. Осторожно: суицид.Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.Профилактика суицидального поведения | март | семинар-практикум | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Шевцова А.Г. |
4. | Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов | Май | круглый стол | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Шевцова А.Г.,классный руководитель |
5 | 9-е классы | |||
1. | Тема 1. Портрет современного подростка.Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе | сентябрь | вебинар | педагог-психолог Колыхан М.Ю. классный руководитель |
2. | Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка | ноябрь | семинар-практикум | педагог-психолог Колыхан М.Ю.,педагог социальный Шевцова А.Г. |
3. | Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек | февраль | беседа | педагог-психолог Колыхан М.Ю., классный руководитель,педагог социальный Шевцова А.Г. |
4. | Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков | апрель | конференция | педагог-психолог Колыхан М.Ю. социальный педагог Шевцова А.Г.,классный руководитель |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
5 | Мой ребенок становится подросткомПсихологические особенности младших подростковРебенок в коллективе сверстниковМежличностное общение подростковОтношения в семьеКомпьютерные игры: польза или вред?Вопросы дисциплиныОтветственность родителей за воспитание детей | педагог-психолог Колыхан М.Ю.,педагог социальный Шевцова А.Г.,классный руководитель,инспектор по делам несовершеннолетних Савицкий М.Ю. |
6 | Роль отца и матери в воспитании ребенкаКак научить учиться с удовольствием?Школьные конфликтыТрудности переходного возрастаКак предупредить употребление подростками психоактивных веществ?Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?Трудовое воспитание в семье | педагог-психолог Колыхан М.Ю.,педагог социальный Шевцова А.Г.,классный руководитель,инспектор по делам несовершеннолетних Савицкий М.Ю. |
7 | Ваш любимый неидеальный ребенокПодростковый возраст: проблемы полового созреванияТрудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрастеКак помочь ребенку стать взрослым?Подростки в социальных сетях: безопасное поведениеОсобенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семьеПредотвращение отчужденности между родителями и детьмиКак услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? | педагог-психолог Колыхан М.Ю.,педагог социальный Шевцова А.Г.,классный руководитель |
8 | Как научиться понимать и принимать подростка?О родительском авторитетеКонфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?Подросток в социальных сетях: что делать?Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?Домашняя работа: удовольствие или наказание?Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитанияКак сохранить репродуктивное здоровье подростка? | педагог-психолог Колыхан М.Ю.,педагог социальный Шевцова А.Г.,классный руководитель |
9 | Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведенияКак помочь подростку в выборе профессии?Как научить детей распоряжаться деньгами?Свободное время и его значение в формировании личности подросткаИнтернет-зависимость: пути преодоленияОрганизация свободного времени детей в период летних каникулОтветственное родительство – залог благополучия семьи | классный руководитель,педагог социальный,педагог-психолог Колыхан М.Ю.,инспектор по делам несовершеннолетних Савицкий М.Ю. |
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведе-ния | Форма проведе-ния | Ответствен-ные |
1 | 10-е классы | |||
1. | Тема 1. Здоровье — это жизнь.Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня | сентябрь | беседа | педагог социальный Шевцова А.Г. |
2. | Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку | ноябрь | форум | педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
3. | Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья | февраль | вебинар | педагог-психолог Колыхан М.Ю.,педагог социальный Шевцова А.Г. |
4. | Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе | апрель | психологический тренинг | классный руководитель,педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
2 | 11-е классы | |||
1. | Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии | октябрь | семинар-практикум | педагог-психолог Колыхан М.Ю. классный руководитель |
2. | Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей | декабрь | конференция | педагог-психолог Колыхан М.Ю., педагог социальный Шевцова А.Г., инспектор по делам несовершен-нолетних Савицкий М.Ю. |
3. | Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни | март | круглый стол | педагог социальный Шевцова А.Г., классный руководитель |
4. | Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период | май | мастер-класс | классный руководитель,педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-IX классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
10 | Психофизиологические особенности десятиклассниковСамовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитанияЛичное ли это дело – личное счастье?Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассниковВоспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассниковКем быть и каким быть?Организация досуга старшеклассниковОсобенности здоровья и физического развития старшеклассникаРежим учебного и физического труда, личная гигиена | классный руководитель,педагог социальный Шевцова А.Г.,педагог-психолог Колыхан М.Ю. |
11 | Трудности личностного роста и их влияние на обучениеНаучная организация учебного труда старшеклассниковРоль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассниковЗакон и ответственность несовершеннолетнихФормирование здорового образа жизниФизическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службеСамореализация личности | педагог-психолог Колыхан М.Ю.,классный руководитель,педагог социальный Шевцова А.Г.,инспектор по делам несовершеннолетних Савицкий М.Ю. |
Право на детство глазами детей